Русская литература и произведения русских писателей играют огромную роль в развитии мировой культуры. Изучение литературы позволяет заглянуть в прошлое нашего государства, осознать настоящее и увидеть перспективы будущего.
В Советском Союзе роль и значение русской литературы искажалось в связи с господствующей коммунистической идеологией и для изучения литературы в школе и в высших учебных заведениях отбирались только те произведения, только тех писателей, творчество которых отвечало веяниям того времени. Атеистическая идеология советского государственного строя не позволяла в средней и высшей школе изучать произведения содержащие религиозные искания писателей и поддерживающие православные традиции. Одним из лозунгов того времени был: "Религия - опиум для народа".
После развала СССР, в начале 90-х годов, ситуация изменилась. Многопартийность, многоконфессиональность легли в основу конституции Российской Федерации, и, как следствие, широкое представление всех направлений литературы. Главным в литературе стало широкое отражение жизни во всех ее проявлениях.
Изучение литературы в школе дает учащимся эстетическое и этическое развитие, воспитывает гуманистическое мировоззрение, учит самостоятельности мышления, воспитывает многостороннее восприятие. Не будет преувеличением сказать, что такой подход в образовании, способствует формированию важнейшей черты русского менталитета – «всемирной отзывчивости», как называл ее Ф. М.Достоевский, то есть открытости большому миру, способности воспринимать лучшее из культур других государств. «Назначение русского человека, – утверждал писатель, – есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, стать всечеловеком»