В России резко увеличилось число автовладельцев, которые не приобретают ОСАГО. Согласно данным, предоставленным в МВД, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса увеличилось на 40%, до 2,8 млн.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что примерно 3 млн автомобилистов ездят по дорогам без ОСАГО либо с фальшивыми полисами. Эксперты считают, что отказников куда больше, а их мотивация обусловлена растущей стоимостью обязательной страховки.
Отмечается, что ситуация с массовыми отказами автомобилистов от покупки обязательного полиса страхования гражданской ответственности усугубляется третий год подряд.
По данным страховщиков, начиная с 2015 года наблюдается резкое снижение общего числа заключенных договоров ОСАГО. При этом парк легковых и грузовых автомобилей страны за это время значительно вырос: с 44,6 млн автомобилей в 2014 году до 50 млн.
По информации РСА, не менее 3 млн автовладельцев эксплуатировали машины без автогражданки или по поддельным документам.
Мотивация нарушителей объясняется растущей стоимостью обязательной страховки: «За последние несколько лет средняя стоимость страховки выросла более чем вдвое — это самый главный стимул отказа от ОСАГО. В то же время сама страховая услуга становится всё хуже», — рассказал автомобильный адвокат Сергей Радько.
По словам юриста, речь идет о поправках, связанных с ограничением выплат наличными автомобилисту при наступлении страхового случая. Кроме того, водители зачастую становятся жертвами мошенничества, добросовестно покупая фальшивые страховки.
Как только вы приобретете себе автомобиль, соответствующий вашему вкусу, за руль садиться полноценно сразу нельзя. После покупки транспортного средства на водителя автоматически возлагается ответственность за регистрацию и страхование своего имущества.
Для того чтобы произвести регистрацию авто, необходимо сначала оформить страховку ОСАГО, но не позднее чем через 10 дней после приобретения.
Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ: "При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)."
Согласно правилам оформления полиса ОСАГО с 1 апреля 2015 года, чтобы застраховать свое движимое имущество, необходимо заключить договор со страховщиком.
Необходимые документы для получения полиса ОСАГО на автомобиль в 2018 году для физических лиц:
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе базовых тарифов и страховых коэффициентов по следующей формуле: Цена ОСАГО = Базовый тариф * КТ * КМ * КВС * КО * КМБ * КС * КН.
Базовые тарифы и коэффициенты утверждаются правительством Российской Федерации. Коэффициэнты являются постоянными для всех страховых компаний, а величина базового тарифа имеет коридор, в рамках которого могут устанавливать цену страховые компании (с 2014 года). Таким образом, стоиомость полиса может незначительно отличаться в различных страховых компаниях.
Сейчас практически все страховые компании предлагают оформить электронный полис ОСАГО онлайн, не выходя из дома. Процедура заключается в заполнении анкеты на сайте страховщика, в которой указываются все необходимые данные для оформления полиса, такие как информациях об автомобиле, информация о водителях и т.п. Стоимость полиса рассчитывается автоматически после введенных вами данных с учетом КБМ.
Оплатить можно также онлайн с банковской карты. После оплаты на ваш адрес электронной почты будет выслан электронный полис E-ОСАГО, а также сопутсвующие материалы: правила страхования, памятка, извещение о ДТП с примером заполнения.
Если автовладелец не имеет страховки вообще, на него налагается штрафная санкция в размере 800 рублей, и 500 рублей, если Вы не вписаны в полис или у него закончился период использования (не путать со сроком действия полиса). За своевременную оплату в течение 20 дней предусматривается 50% скидка, и штраф в таком случае равняется 400 и 250 рублям соответственно.
На первый взгляд штрафы небольшие. Но никто не говорит, что они разовые. В подтверждение – пример, который продемонстрирует, что однозначного ответа на вопрос о том, какого наказания за езду без страховки ждать водителю, нет.
Автолюбитель полтора года ездил без ОСАГО мимо поста ГИБДД. Казалось, это уже вошло в норму. Но однажды система дала сбой, у водителя проверили документы. Узнав про отсутствие страховки, работники ГИБДД вынесли предупреждение, и рапортовали о нарушителе на следующий пост. Так, по «цепочке» информация передавалась по маршруту авто несколько раз.
Без ОСАГО благополучие водителя не защищено никак. Если он виновник, с него истребуют сумму ущерба. А прибывшие на место ДТП сотрудники могут назначить еще и наказание за езду без страховки. При виновности другого участника, нет гарантий, что полис оформлен у него. То есть в лучшем случае получить компенсацию можно только через суд.
К тому же цена полиса платится раз в год. А штраф можно платить каждый день и не единожды. Все зависит от того, насколько серьезно ГИБДД «возьмется» за водителя. Так что главный вопрос водителя должен сводиться не к тому, сколько штрафа за езду без страховки назначит КоАП, а к тому, как приобрести полис по приемлемой стоимости.